Уважаемые родители!
Присылайте рисунки, аппликации, фотографии, поделки Ваших деток. Все, что вы посчитаете интересным. Мы с удовольствием разместим все в нашей галерее. Пусть все любуются шедеврами Ваших малышей.
Полезные статьи












На нашем сайте Вы можете получить консультацию по естественному вскармливанию,

перинатальной психологии,

консультацию педиатра

консультацию
детского психолога






Украинская
Баннерная
Сеть





Украинская Баннерная Сеть


Бизнес телефония

База банков Украины : форум, обсуждения, депозиты, отзывы




«Я молодец!», или Кто в нас живет?
Автор статьи: Светлана Ройз
психолог

Статья размещается на сайте с личного разрешения автора!

«Есть люди, внутри которых живет Бог, есть люди, в которых живет дьявол, а есть те, в которых живут только глисты…»


Фаина Раневская
На психотерапевтическом приеме:

Владимир, 35 лет: «Мне кажется, что я живу не свою жизнь. Как будто есть еще одна, параллельная, реальность. И я по ней скучаю. Мне друг-психолог сказал, что у меня кризис. Но я живу так уже лет 10. Ведь не может кризис длиться 10 лет. И если есть душа — она у меня такая старая… и усталая».

Сообщение по электронной почте: «Светлана, вы оказались правы — воздух вдоха прохладней, чем выдоха. Я начал прислушиваться, причувствоваться, присматриваться — и краски стали ярче, все не так плохо в мире, как я предполагал».

Маша, 7 лет: «Когда я была маленькая, знала, что правильно, а что нет, и умела говорить со звездами. А теперь выросла и не умею».

Мама 14-летнего подростка: «Он был еще год назад таким чувствительным мальчиком, мы даже волновались: как он будет жить? А теперь вот вызывают в школу — избил одноклассника».

Папа 10-летней девочки: «Ну как я могу говорить с ребенком о душе, если я сам в нее не верю!»

Совсем недавно у меня появилось новое увлечение — китайская кал­лиграфия. Удивительное занятие — настоящая медитативная практика. И открывает совершенно другой, многомерный взгляд на многие процессы, в том числе психологические. Например, я увидела, что иерог­лиф «Кризис» состоит из двух символов — «возможность» и «изменение». «Возможность меняться», или «изменение возможностей», или «возможные изменения». Мы на многих приемах с клиентами говорим о том, что кризис в жизни человека — явление совершенно закономерное и нужное. В возрастной психологии есть теория возрастных кризисов — например, кризис 1 года, 3 лет, 7 лет, 10 лет, подростковый, кризис среднего возраста. Есть даже кризис новорожденности — он проявляется в том, что маленький человечек начинает улыбаться. Эта первая реакция — улыбка — и есть проявление кризиса, она означает переход к новому этапу от новорожденности к младенчеству.

Сам термин «кризис» в психологии не связан с негативным подтекстом. Он подозревает переход человека на новую ступеньку развития, изменение потребностей, расширение возможностей. Он символизирует возможности изменения, выход за рамки. Кстати, это касается и кризисов страны, любых структур — они всегда ведут к изменениям и новым возможностям. Но для того чтобы эти изменения происходили, нужна осознанность. Недавно один из моих друзей-коллег, занимающийся коучингом, вычитал в книге одного из основателей этой системы, что цель коучинга — привести человека к большей осознанности. А осознанность — это умение жить в настоящем моменте. Умение жить всеми каналами восприятия — глазами, ушами, языком, словами, интуицией, общением, движением. Как правило, мы живем только одним-двумя каналами. И со временем в них чувствительность пропадает. На них как будто бы нарастает мозоль. (Например, когда мы постоянно ребенку что-то говорим-говорим-говорим — он уже не слышит, у него на ушках «мозоль». И чтобы вернуть его внимание, нужно сделать что-то нестандартное, т.е. в другом канале — прикоснуться (в канале ощущений), начать чистить мандарин (в канале ароматов).

Если наша работа связана с общением, канал отношений уже будет нечувствителен. И в нем накапливается усталость. Мы хотим на необитаемый остров и раздражаемся, когда нас кто-то «из себя вытаскивает». Чтобы отдохнуть, нужно начать искать ресурс в незадействованном канале. Как правило, у нас незадействованным остается канал движений, ощущений. И если мы начинаем в него что-то вкладывать (массаж, танцы, йога, теннис и т.п.), тело возвращает сторицей — энергией, настроением, новыми возможностями.

Кстати, знаете, что каждые 40 минут наш мозг сам переключает каналы. И если мы задерживаемся в каком-то действии больше 40 минут, ничего не меняя, оно отнимает много сил, истощает ресурсы. Без ресурса невозможно отправляться в путешествие по жизни, невозможно радоваться Жизни, невозможно воплощать мечты.

Недавно начала сбываться моя мечта — прошел первый семинар для учителей киевских школ. Мы говорили о синдроме эмоционального сгорания, о том, как помочь детям адаптироваться, и о современном молодом поколении, с которым связано много манипуляций, страхов. С которым сложно и которое очень часто хочется подавить и наказать. Они другие — это факт. И нужно просто знать, чем они отличаются и что делать с собой, чтобы быть с ними наравне.

Один из примеров, почему это важно. Недавно я принимала участие в телепроекте, посвященном детской агрессии, жестокости по отношению к сверстникам, учителям. Оказалось, у современных детей не формируются (не активизируются) доли мозга, которые отвечают за эмпатию — сопереживание. Проводился эксперимент — совершенно благополучные дети сидели перед экраном телевизора, им прокручивали «трогательное» видео (кадры из фильма «Белый Бим — Черное Ухо», видео о том, как у младенца берут кровь из пальчика, кадры, связанные с насилием). К детям были подключены чувствительные датчики, которые фиксировали их реакцию. Для сравнения эти же кадры и эти же датчики были использованы и со взрослым. Результат оказался шокирующим — практически у всех тестируемых детей не было никакой эмоциональной реакции на видео. У взрослого датчики зашкаливали. Представьте, дети, которые на приемах просят «научить их не чувствовать» (это самый частый запрос современных детей на приеме). Они не умеют сопереживать. У детей, наделенных невероятной чувствительностью, в то же время не развито чувство сопереживания. Что происходит с человеком, у которого все оголено? Такой ребенок — человек без кожи, чувствительность огромная, а знания и опыта, т.е. ощущения защиты и адаптации нет — есть страх и ощущение беззащитности. Такой человек будет наращивать броню. А броня — это агрессия, уход в себя, болезни. Агрессия — это оборотная сторона страха. Кстати, доли мозга, которые отвечают за эмпатию, активизируются к 10 годам. В то время, когда ребенок находится в тесном эмоциональном контакте с семьей, со сверстниками. Именно близкие люди учат сочувствию и сопереживанию. Дети до определенного возраста живут чувствами и эмоциями. Если опыта нет — человечек все равно найдет для себя путь к адаптации и безопасности. Агрессия — это защита от мира.

В позитивной психотерапии (основатель Носсрат Пезешкиан) есть очень простая схема и подход к восприятию конфликтов: четыре области жизни и четыре формы восприятия конфликтов

Все люди при решении своих проблем возвращаются к типичным формам восприятия конфликта. При наличии проблемы мы сердимся, чувствуем себя уставшими, не понимаем свои чувства, живем в постоянном напряжении, не видим смысла жизни. Все эти трудности мы можем выразить в следующих четырех формах восприятия конфликта, которые соответствуют четырем измерениям способностей к познанию. Они позволяют понять, как человек воспринимает окружающий мир и какими путями познания происходит определение действительности. Итак, четыре сферы:

1. Тело, ощущения;

2. Деятельность;

3. Контакты;

4. Фантазии; будущее (средство интуиции).

Если у нас возникает дисбаланс в какой-то из сфер, если мы не чувствуем себя комфортно в какой-то из сфер, могут появиться алкогольная и никотиновая зависимость, расстройства сна, пищеварения, сексуальные расстройства, пристрастие к Интернету, наркомания, увлечение экстримом, трудоголизм, игровая зависимость, страсть к прибыли и страсть к сделкам, страсть к контактам, партнерская страсть, проблема ревности, болезненная привязанность к людям (зависимость).

Как только мы находим пути гармонизации этих четырех пунктов, мы перестаем пользоваться зависимостями как посредниками между нами и миром. Все это не так сложно, как кажется, просто нужно осознавать, что с тобой происходит. Осознанность — это компас, который показывает направление в Себя, на Душу…

Совсем недавно был в кинопрокате чудесный фильм «Золотой Компас». Он позиционировался как детский, но по тонкости и глубине он очень зрелый и взрослый. Это фильм о мире, где Душа человека живет не как у нас, в теле, а отдельно, в виде животного, которое постоянно находится рядом. У детей — животное может менять форму в зависимости от ситуации (в аналогии с нашим миром — у ребенка есть огромное количество выборов, путей, реакций). У взрослых — животное-душа (в фильме она называется «деймон») определяет себе конкретную форму (у взрослых уже есть набор жизненных стереотипов). Отрицательные герои в фильме проводят эксперимент — разделяют детей и их деймонов. А когда человека разделяют с его душой, им можно управлять. И тогда в нем живут только глисты.

Сегодня пришла за сынишкой в садик, стою в коридоре и слышу, как на занятии один из карапузов спрашивает воспитательницу: «А я молодец? Ну скажите, я уже молодец?» Я подумала — как же нам всем, и взрослым, и маленьким, не хватает этого ощущения — «я молодец! Мы все молодцы!» Что бы с нами ни происходило, в каждом из нас живет Душа.

Статья напечатана в "Зеркало недели" № 7 (686) 23 — 29 февраля 2008




На главную   Юмор   Игрообуч   Фотографии   Креатив   Форум   Гостевая   Полезности   Контакты   Ссылки

CopyRight 2007-2013
Использование материалов данного сайта возможно только с разрешения администрации или при использовании активной ссылки на материал. По всем вопросам обращаться на e-mail: info@uhtyshka.com.ua