«Когда же? Когда же он родиться? Хочу его обнимать, целовать, баловать, учить, разговаривать. Скорее бы уже…» - так думает почти каждая будущая мамочка.
Не стоит торопиться. Всему, как известно, свое время. Твоя задача не упустить возможность пообщаться уже сейчас. Без расписания, без плана, но не без пользы, с удовольствием!
Сегодня уже нет необходимости спорить – неродившийся малыш – Человек с момента зачатия
Видя индивидуальность младенца, принимая ее, общаясь с ним, положительно реагируя на его шевеления, ограждая себя от неполезного в плане режима, питания и эмоций мамочка влияет на гармоничное развитие своего ребенка. Когда в семье налажены отношения сопереживания и поддержки, когда родители научаются воспринимать потребности неродившегося члена семьи, с его желаниями считаются, тогда общий фон семьи качественно влияет на развитие личности ребенка.
Чтобы не опоздать на девять месяцев с воспитанием начинайте уже сегодня!
С чего начать спрашиваешь? С общения!
Выбор на самом деле не маленький: прикосновения, разговор, музыка, эмоции, пение, воспоминания, рисование, движения. Все то, что беременная делает вместе с малышом, озвучивает и переживает в общем эмоциональном фоне с малюткой.
Как известно, речь, звук, голос – основное средство общения между людьми. Малыш еще в материнской утробе воспринимает звуки, слышит голоса родителей. В ней он строит свою неповторимую Вселенную, свой мир. Но, пока малыш не родился, его состояние, настроение, развитие во многом зависят от мамы.
Как же складывается взаимодействие мамы и ребенка?
Развитие чувствительной и нервной системы ребенка до рождения происходит необыкновенно интенсивно. Основные структуры мозга закладываются на 5-й неделе развития, на 6-8 неделях происходит образование ЦНС. С 6-й недели начинает функционировать вестибулярный аппарат, с 8-й появляется кожная чувствительность. С 9-й развиваются вкусовые почки на языке, к 12-й неделе – хватательный рефлекс, к 13-й – сосательный.
Крохе доступны многие чувства и ощущения, все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период с 15 по 18 неделю. Мимика «работает» с 4-х месяцев!
При изменении психоэмоционального состояния беременной в ее кровь выбрасываются те или иные биологически активные вещества. Малыш реагирует на настроение матери, когда его клетки улавливают изменения в составе крови. Радость, волнение, страх или тревога влияют на ритм ее сердцебиения, кровообращение и обмен веществ: когда мать радуется, кровь разносит гормоны радости эндорфины, в случае грусти и тревоги - гормоны стресса катехоламины. Гормональная система малыша не может не реагировать в ответ, он проживает свою школу чувств и эмоций, ощущения безопасности или опасности.
На шестом-седьмом месяце ребенок не только хорошо слышит, но и дифференцирует внутренние звуки. Более того, для него далеко не безразлично, взволновано или спокойно бьется сердце матери, грустно или весело звучит ее голос, ровно или прерывисто она дышит. Если мама волнуется, у нее встревожено бьется сердце, сбивается ритм дыхания, то малыш затихает, как бы в предчувствии опасности. Эта связь - характер звука и соответствующее ему эмоциональное и физиологическое состояние закрепляется и остается в памяти малыша.
Многие мамы отмечают, что с 5-го месяца малыш эмоционально и двигательно реагирует на модуляции голоса матери и звуки из внешнего мира.
Таким образом, в период пребывания в животе у мамы ребенок принимает большое количество информации и стимулов из внешней среды, а не только через гормоны, вырабатываемые организмом мамы под влиянием ее эмоционального состояния.
Более ста лет тому назад ученые морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется определенный процент атрофированных нейронов. Была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофируются вследствие их невостребованности в период внутриутробного развития. Число нервных клеток и нейронных соединений между клетками головного мозга в значительной степени определяют уровень интеллектуального развития. А посему нужно дать возможность клеткам мозга активничать, развивать их.
Для развития интеллекта и познавательной сферы малыша очень важно внутриутробно стимулировать развитие органов чувств, так как именно через них мы повышаем возможность к легкому обучению.
Но, начиная общение с малышом, старайся не путать стимуляцию органов чувств с ранним интеллектуальным развитием. Мы общаемся, а не учим! Формулы и цифры, наушники с уроками английского, и прочие энциклопедические штучки оставьте себе. Малышу нужно взаимодействие.
Ребенок никому ничего не должен, постарайся не сделать его объектом, только равным собеседником – компания на девять месяцев, у которой есть возможность прожить до рождения неповторимый период в доверии, любви и безусловности!
Очень важно установить контакт с малышом. И не только для мамы, но и для папы.
Начнем с того, что каждый ответ ребенка в виде шевеления следует подкреплять и поощрять: поглаживать, говорить «я тебя слышу», «люблю» и т.д.
Зачем все это спросишь ты?
Существует теория Морфогенетического поля. По гипотезе Вейса, есть предположение, что вокруг эмбриона, или зародыша, образуется некое поле, которое называется морфогенетическим, которому подчиняются пассивные клетки. Оно как бы лепит из клеточного материала отдельные органы и целые организмы. Именно оно определяет последовательность образования отдельных клеток в пространстве и времени.
Каждая клетка организма обладает индивидуальным морфогенетическим полем, которое несет в себе всю информацию обо всем организме и программы его развития. Поля отдельных клеток объединяются в единое морфогенетическое поле, которое обволакивает и пронизывает весь организм, находится в постоянной связи с каждой клеткой и управляет всеми операциями организма в целом.
Современные исследования Горяева, Казначеева, Шелдрейка и других ученых позволили установить, что биологическое поле представляет собой чрезвычайно сложную волновую структуру, состоящую из электромагнитных и акустических волн различной частоты и длины. А при зачатии формируется – уникальное эмбриональное морфогенетическое поле.
Проведенные исследования доказали также, что эмбриональные клетки чрезвычайно чувствительны к полевым воздействиям. Более того, в их морфогенетическом поле записывается вся поступающая извне волновая информация, преобразованная полем матери. Причем эта информация сохраняется в организме на десятки лет и действует как наследственная, а эмбриональными свойствами клетки ребенка обладают в течение всего внутриутробного периода.
Это означает, что для младенца, развивающегося в утробе матери, чрезвычайно важно, какого рода поля на него воздействуют. Прекрасной иллюстрацией этого вывода являются знаменитые опыты доктора Кянь-Дженя с растениями и животными. Его исследования доказали, что исходный генетический материал можно преобразовывать, воздействуя на развивающийся организм до его появления на свет биополями.
Значит, изначальный наследственный потенциал будущего ребенка можно улучшить, если поместить беременную женщину в «поле прекрасного». И таким мощным излучателем волн гармонии и красоты являются произведения искусства и памятники культуры. Которые будут влиять на настроение мамочки не только в поле, но и языком гормонов!
Если у тебя нет времени для общения с малюткой (что-то мешает, вы не дома и пр.), объясни малышу, поглаживая живот, причину, пообещай пообщаться в другой раз. Всегда выполняй обещания, данные ребенку – позже он ответит тебе тем же! Это научит тебя уже в беременность объяснять ребенку причину ухода или нехватки времени.
Чаще говори, что любишь!
Объясняй, если сердишься, на кого и за что, и что малыш не виновен в твоем плохом настроении. Умение объяснять свое состояние словами поможет тебе общаться с ребенком и научит малыша говорить о своих чувствах и эмоциях.
Делаем выводы.
В то время как негативные переживания матери могут нанести вред здоровью ребенка, положительные – благотворны для него. Состояние радости, умиротворения, а также возвышенного восхищения, восторга, передаваясь ребенку, делают его спокойным, активным в познании и эмоционально устойчивым. Созерцание природы, художественных произведений всегда связано с положительными эстетическими переживаниями, которые в свою очередь, служат повышению настроения. Все, что вызывает положительные переживания беременной женщины, благотворно влияет на ребенка.
Игры со своим малышом во время беременности, совместное прослушивание музыкальных произведений, чтение малышу стихов и сказок, информирование об окружающем мире, эмоциональные реакции на изменения в нем, восприятие ребенка как самого любимого, нужного члена вашей семьи – все это является общением и служит предпосылками психической деятельности твоего малыша. Если ты хочешь, чтобы твой ребенок быстрее осваивался в новой обстановке, рос не тревожным, а спокойным и радостным, общайся с ним еще до рождения. Но при этом руководствуйся главными принципами:
- все, что необходимо для полноценного развития ребенка, уже есть у самой мамы (в ее организме, поведении, эмоциях). Чрезмерная дополнительная стимуляция может повредить, особенно если мама не умеет понимать состояния своего малыша, и не умеет определить, нравиться ему или нет предлагаемая программа общения.
- учись понимать ребенка, по его состоянию регулировать средства, процесс «обучения» и развития.
- ребенок не всегда заранее знает, что такое хорошо, а что плохо. Эмоции же самой мамы ему знакомы отлично. Поэтому, если тебе что-то не нравится, постарайся этого не делать. Используй по назначению особенности своего состояния беременности.
И еще, помни, что общение с ребенком до рождения нужно как малышу, так и будущим родителям. Таким образом, ребенок получает новые стимулы для своего развития, а главное — тепло, ласку и заботу будущих мамы и папы. Для этого не обязательно петь, рассказывать стихи и т.д. — можно просто думать о малыше, воспринимать свою беременность положительно.
У родителей есть девять месяцев. За это время вы можете привыкнуть к своему малышу и научиться его понимать. Почувствовать ответственность за него. Понять и принять новые роли в семье. Женщина может научиться понимать свое тело, что поможет ей в родах. Но самое главное — в это время вы учитесь любить вашего малыша, еще не видя его, — любить его таким, какой он есть, не пытаясь переделать его, а, стараясь понять. Вы учитесь безусловной любви, материнству и отцовству, вы учитесь общению!
Если мама прислушивается к своему малышу, умеет его понимать и принимать — это залог их успешного контакта в будущем. Ты для малыша сейчас — целая Вселенная, с помощью твоих ощущений он познает мир. Помоги ему, и пусть, придя в этот непростой мир, кроха уже знает, что его ждут и любят!